Способность к магии является врождённой духовной силой. Она или есть, или её нет: человека, лишённого способности к магии, невозможно научить колдовать, хотя такой человек, в принципе, может пользоваться магией посредством предварительно заколдованных волшебниками предметов. Максимальная сила применяемой волшебником магии зависит от множества факторов: врождённых способностей, качества обучения и готовности и желания обучаться. Некоторые маги обладают способностями, редкими даже в их мире.
Магические способности могут временно или навсегда покинуть волшебника в результате сильных переживаний, стресса или депрессии. Например, Нимфадора Тонкс временно утратила способности метаморфа из-за несчастной любви. Мать Тома Реддла, Меропа Реддл, после разрыва с мужем, тоже, по-видимому, лишилась магических сил.
Не все волшебники обладают одинаковыми магическими силами. Например, защитные чары Гарри Поттера настолько велики, что пытающийся наложить на него заклятье Северус Снегг был отброшен отдачей на другой конец учебной аудитории. В то же время описывается случай, когда Министерство Магии было вынуждено заказать в магазине Магических вредилок братьев Уизли несколько сот комплектов шляп, плащей и перчаток, заколдованных защитными чарами, поскольку министерские работники были не в состоянии эти заклятья применить. Магические силы не зависят от того, в какой семье родился будущий волшебник. «Грязнокровка» Гермиона Грейнджер — весьма сильный и умелый маг, в то время, как «чистокровные» Гойл и Крэбб имеют очень низкий уровень мастерства.

Список специальных способностей, которые волшебник или волшебница могут иметь в мире Гарри Поттера.

Анимагия — искусство превращения в животное. Волшебник, умеющий превращать себя (своё тело) в животное — Анимаг.
Умение превращаться в животное не является врожденным, а развивается по мере занятий, направленных на изучение этого вида магии. Для превращения не обязательно применение волшебной палочки. Умение является сложным и опасным. Из-за сложности его изучения в двадцатом веке было всего семь официальных анимагов. Вид животного, в которое способен превращаться анимаг, называется анимагической формой. Для каждого анимага возможна только одна анимагическая форма. По всей видимости, она определяется личностными качествами волшебника в период обучения анимагии.
Анимагическая форма носит те же самые физические дефекты, что и у оригинального тела волшебника. Например, если у волшебника на теле есть шрам, он будет присутствовать и на его анимагической форме. То же относится и к очкам — в анимагической форме очки отображаются как характерные отметины вокруг глаз. Одежда анимага теряется во время превращения, и восстанавливается после его возвращения в человеческое тело. Где находится одежда во время существования анимага в теле животного, неизвестно. Часто (но не всегда) бывает, что у одного и того же волшебника анимагическая форма и Патронус совпадают (то есть являются одним и тем же животным), в таком случае у этих животных одинаковые особенности внешности, одинаковые особые приметы.
Как правило, анимагическое превращение делается на некоторое время, по прошествии которого волшебник возвращается в личину человека. Возможен также и второй, более трудный вариант, когда волшебник трансформирует свое тело на неопределённый срок. Тогда обратное превращение будет осложнено животным телом.
Существует заклинание, с помощью которого возможно обратное превращение в человека с помощью других лиц. Порой это превращение осуществляется помимо воли самого анимага. Заклинание безопасно для обычных животных. При действии этого заклинания видна бело-голубая вспышка, анимаг в облике животного зависает в воздухе, падает на землю; вторая вспышка, затем происходит обратное превращение, как будто в замедленной съёмке.
Каждый анимаг обязан зарегистрироваться в Министерстве Магии. Регистрация обязательна из-за опасности, сопряженной с применениями заклинания превращения. Его имя, анимагическая форма и особые приметы должны быть внесены в специальный реестр, для того, чтобы можно было его узнать. Реестр доступен публично. Наказание за уклонение от регистрации точно неизвестно, но можно предположить, что оно является суровым.
Различие трансфигурации и анимагии в том, что трансфигурированный волшебник теряет человеческие мыслительные способности и приобретает интеллект и мышление животного, в то время как анимаг способен продолжать мыслить по-человечески.
Одновременно с сохранением человеческого мышления анимаг получает способность общаться с обычными животными. Это ясно из необходимости нормального существования в анимагической форме, но степень владения такой способностью неизвестна. Точная форма общения неизвестна.
В отличие от оборотня, превращение себя в животное подконтрольно воле анимага, и не влияет на характер и психику личности; оборотень же в своей животной форме имеет другой склад психики и характера, и не помнит, кем он являлся до превращения.
Анимаги-неканоны в ролевую не принимаются. Хотите стать анимагом? Тогда смотрите акции.

Метаморфмагия — способность изменять черты своего лица (форму носа, цвет волос, форму бровей и т. д.) по своему желанию, не прибегая к заклинаниям или зельям. Способности метаморфа, как и любого другого мага, сильно зависят от его психологического состояния. При сильной или длительной депрессии магические способности ослабляются, а то и вовсе исчезают.

Змееуст — человек, способный говорить со змеями на змеином языке (англ. parceltongue — парселтанг или серпентарго). Окружающие не понимают разговора змееуста со змеёй, так как им слышится лишь шипение; самому же змееусту кажется, что он говорит со змеёй на родном языке. Дар, вероятно, врождённый и крайне редкий, обычно передаётся по наследству или вместе с магической силой. Как правило, его связывают с Темными искусствами (Dark arts), но известно, что некоторые добрые волшебники также обладали этим даром. Самым известным змееустом был Салазар Слизерин, именно поэтому символом его факультета «Слизерин» является змея.
Змееусты неканоны на ролевую не принимаются.

Полет — полет без помощи метлы или другого объекта — относительно редкая способность. Заклинанием «Левикорпус» можно поднять вверх человека, но он не сможет собой управлять. Способность превращаться в столб дыма и лететь имеют Пожиратели смерти и члены Ордена Феникса  (члены Ордена Феникса превращаются в белый дым, а Пожиратели смерти в тёмно-серый).

Легилименция — волшебный навык извлечения чувств и воспоминаний из другого человека — форма волшебной «телепатии». Это также позволяет передавать видения или воспоминания другому человеку, или реальные или воображаемые. Ведьму или волшебника, обладающего этим навыком называют Легилиментом, и может, например, обнаружить ложь и обман в другом человеке, воспоминания свидетеля в прошлом другого человека, или ложные видения.

Окклюменция — противонавык к Легилименции, его пользователь, известный как Окклюмент, который может собрать эмоции, или препятствовать Легилименции обнаруживать мысли или воспоминания, которые противоречат словам или действиям.

Трансгрессия (иногда используется слово «аппарирование») — способ перемещения волшебника на неограниченное расстояние за считанные секунды. В оригинале способность называется Apparition / Disapparition, то есть «появление» и «исчезновение».
Для перемещения волшебнику надо чётко представить место прибытия («нацеленность»), сконцентрироваться на желании туда попасть («настойчивость») и без суеты, спокойно крутнуться на месте («неспешность»), мысленно нащупывая путь в ничто и переносясь в запланированную точку. Трансгрессия — сложное магическое действие и для того, чтобы его использовать требуется сдать экзамен и получить разрешение. Экзамен по трансгрессии сдают только лица, достигшие семнадцатилетнего возраста (в 17 лет волшебник считается совершеннолетним). Стоимость обучения — 12 галеонов.
Наиболее частая ошибка новичков — так называемый «расщеп», когда та или иная часть тела остаётся на точке старта. Это происходит при недостаточной концентрации внимания. Некоторые волшебники предпочитают вообще не связываться с трансгрессией именно из-за таких вот её «сюрпризов».
Хотя непосредственно в процедуре трансгрессии волшебная палочка не используется, её наличие необходимо, по крайней мере, для неопытных волшебников для успешной трансгрессии.
Существует ещё так называемая «парная трансгрессия», когда один волшебник переносит не только себя, но и другого человека (в редких случаях — несколько человек). Для такого «багажа» навыки трансгрессии необязательны, следует только очень крепко держаться за «поводыря».
Правила хорошего тона предписывают волшебникам не трансгрессировать прямо в дом к другим волшебникам, а появляться где-нибудь невдалеке и последние несколько метров проходить пешком.
Трансгрессировать в пределах некоторых мест (к примеру Хогвартса и Гаррвардса) невозможно из-за наведённых на замок чар.

Непреложный обет — закреплённая с помощью чар клятва, нарушить которую невозможно: нарушителя ждёт неминуемая смерть.

Прочие способности:

А
Абсолютная память [мгновенное запоминание и хранение любого количества информации любого вида (звуковой, текстовой и проч.). При переизбытке информации необходимо отключать на время мозг, чтобы была возможность «переварить» информацию]
Апперцепция [способность, с помощью которой можно определить характер, внешность человека и другие его качества. Достаточно лишь прикоснуться к предмету, к которому прикасался тот человек]

Б
Биовампиризм [«питание» человеческими эмоциями и воспоминаниями на расстоянии или при прикосновении]
Бионавигация [способность интуитивно и чаще всего безошибочно выбирать направление. А так же получать частичную информацию о собственном местонахождении, относительно определенных ориентиров]

В
Видение ауры [человек видит ауры других существ и, соответственно видит злость, гнев, любовь, страх, радость и так далее по цвету ауры]
Видение в темноте  [способность беспрепятственно передвигаться в кромешной темноте]
Взаимосвязь с животными [понимание щебета птиц, шипения змей, лая собак, мяуканья кошек и так далее. Не путать со способностями змееустов]
Врождённая интуиция [идеально развитое шестое чувство, вероятность до 90%]

Г
Гипноз [способность вводить оппонента в транс, при помощи звуковых колебаний голоса или при зрительном контакте]

Д
Детектор лжи [способность распознавать лжет человек или нет]

И
Изменение голоса [способность копировать голос других людей или изменять свой]
Иллюзии [ создание материализованных предметов, как голограмм, неосязаемых и практически безопасных. Создание иллюзий можно использовать как психологическую атаку]
Интуитивное прозрение [при взгляде на объект могут всплывать яркие события связанные с прошлым этого человека]

Л
Лечение болезней и ран  [лечение других от лёгких до критических ран путем прикосновения. При этом, лечащий человек сам чувствует боль равную той, что чувствует пострадавший]

М
Медиум [такие люди могут общаться с сознаниями умерших или людей находящихся в коме или в глубоком сне]
Мерцание в движении –[способность мгновенно перемещаться в любое место в пределах нескольких километров лишь моргнув]

Н
Немой диалог [передача мыслей через прикосновение без создания картинки]

О
Обостренные чувства [все 5 чувств максимально обострены – слух, зрение, обоняние, осязание, вкус]

П
Проскопия [разновидность ясновидения, представляющая восприятие информации о событиях будущего]
Пророческие сны [способность видеть сны, показывающие те или иные события будущего]

Р
Регенерация [способность со временем восстанавливать поврежденные ткани]
Рентгеновский взгляд [способность смотреть сквозь предметы и видеть их насквозь]
Рисование будущего [способность рисовать будущее. Начиная от схематических зарисовок, заканчивая картинами происходящего в будущем]

Т
Телекинез [способность двигать неживые объекты, посредство взгляда или ментально. Требует высокой способности к сосредоточию]

Ч
Чувствительность [способность распознавать людей с необычными способностями]

Ш
Шестое чувство [повышенная эмоциональность и чувствительность, интуиция, предчувствие чего-то, что должно произойти с самим человеком или другими людьми]

Э
Эмпатия [способность чувствовать чужие эмоции, чувства, страхи и возможность влиять на них, изменяя собственное настроение]

Я
Ясновидение [экстрасенсорное восприятие информации в соответствии с какими-либо конкретно поставленными мысленными вопросами, информации о каких-либо текущих событиях].